Музей профессионального образования
Общественные музеи образовательных организаций как одна из действенных форм дополнительного образования детей, это прежде всего воспитание и образование обучающихся, формирование у них исторического сознания, музейной и информационной культуры, развития исследовательских и творческих начал. Образовательно-воспитательная функция музея реализуется главным образом на основе музейной экспозиции и разнообразных форм просветительской и образовательной деятельности. Экспозиции музеев учреждений начального и среднего профессионального образования, связывающие воедино культуру и образование, уникальный социокультурный феномен концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс педагогических средств, форм и методов по передаче этой памяти молодёжи.
Сегодня одной из актуальных проблем является вопрос об объединении усилий учреждений науки, культуры, образования и воспитания в целях сохранения и использования историко-культурного наследия.
Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина является объединяющим звеном в этом актуальном вопросе современного социума. Изданы научные монографии в 2014 году и 2016 году (авторы: Найденко Г.В., АртищеваТ.В., дизайн и оформление Шкальной А.А.), где представлен опыт создания и работы учреждений системы начального и среднего профессионального образования и создание музеев на их базе (34 в Ставропольском крае). В описательной части собран и представлен материал, раскрыта история создания уникальной государственной системы «трудовые резервы»: открытие на Ставрополье двух училищ- ремесленное (РУ№1) в г. Ставрополе и железнодорожное училище (ЖУ№1) в г.Минводы и четырёх школ фабрично-заводского обучения-ФЗО№1 в Усть-Джегуте, ФЗО№2 в г.Пятигорске, ФЗО№3 в
г. Георгиевске и ФЗО №4 в г.Невинномысске. Показана система подготовки кадров в период Великой Отечественной войны и решения проблемы острой нехватки кадров. Как результат – увеличение числа учебных заведений системы трудовых резервов, прежде всего рост школ ФЗО.
Всего за 1941-1945 годы трудовыми резервами Ставрополья было подготовлено для предприятий промышленности, строительства и транспорта около 18 тыс. молодых рабочих. После победоносного окончания войны и перехода народного хозяйства страны на восстановление и дальнейшее развитие экономики меняется количественное соотношение между училищами и школами ФЗО, начало строительства типовых зданий училищ, техническое оснащение мастерских и кабинетов (дана характеристика изменения системы в 50-х; 60-х;70-х;80-х годах прошлого века). К 1988 году в крае действовало 57 профтехучилищ, в том числе 52 средних с контингентом учащихся 33,2 тыс. В марте 1988 г. система профтехобразования края была объединена с системой народного образования края. Глубокие социально-экономические изменения в обществе и в государственной политике России в последнем десятилетии 20 века привели к новым концепциям профессионального образования: приоритет потребности государства сменился приоритетом удовлетворения потребностей личности в профессиональных образовательных услугах.
На первое января 2000 года в крае действовало 52 учебных заведения начального профессионального образования, из них 24 –профессиональных училища, 15 – профессиональных лицеев, 9 – региональных колледжей, 1 – региональный институт (г. Невинномысск) и 4 – училища при ИГУ МВД.
С открытием в 2000 году при КЦДЮТТ музея профессионального образования, музеи в учреждениях НПО быстро восстанавливаются в новом качестве – большинство из них «перепрофилируются» в музей истории образовательного учреждения.
Взаимодействие музея и учреждения образования, в котором музей создан и функционирует как структурное подразделение, определилось общностью решаемых задач и одновременно спецификой каждого из этих социальных институтов. Следовательно, в процессе обучения в условиях музейной среды повышается общая эрудиция, расширяется культурный кругозор, пополняются знания в профильной музею области и развиваются способности учащихся к творчеству. Последние могут проявляться в самых разнообразных формах- от творческой практики к участию в восстановлении памятников культуры. Таким образом, взаимодействие образовательного учреждения и музея начинает рассматриваться в педагогической практике как равноправное сотрудничество на основе осознания и углубления их функциональных различий в рамках единой задачи- осуществить присутствие личности в культуре, создавая необходимые предпосылки для целостного и свободного развития человека.
Методист отдела казачества и народных традиций – Н.В. Султанова.
История Терского казачества