Развитие эмоций у детей в дошкольном возрасте
Найденко Ангелина Валерьевна,
педагог-психолог ГБУ ДО КЦРТДиЮ
Для развития личности ребёнка важна гармонизация всех взаимоотношений ребёнка с окружающей его средой.
Отсутствие эмоциональной связи в виде любви, нежности, привязанности и внимании наряду с другими лишениями имеет негативное значение для развития ребёнка. Все это приводит к снижению коммуникативной и познавательной активности, дефициту мотивации, эмоционально-личностных нарушений и аффективных расстройств поведения (упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость).
Ребёнок остро нуждается в подтверждении любви и ощущении своей нужности окружающим. Часто родители недооценивают важность эмоциональных переживаний и состояний ребёнка. Влияние негативных переживаний могут быть оказаны как на познавательную, так и на поведенческую и мотивационную сферы личности ребёнка.
В настоящее время число детей с различными эмоциональными нарушениями, высоким уровнем беспокойства, неуверенности, эмоциональной неустойчивости растёт с каждым днём.
Дошкольный возраст является наиболее чувствительным периодом для развития потенциальных возможностей и разностороннего развития ребёнка. Нарушения его эмоционального здоровья негативно отражается как на личностном, так и на познавательном развитии.
В период дошкольного детства у ребёнка формируются многие высшие чувства. Главный повод для радости — это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Главная причина огорчений дошкольника — разлад в семье. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребёнка, во многом мотивируют его поведение.
Полноценное психическое развитие ребёнка является сложным процессом последовательного созревания высших психических функций и возможно только при благоприятном воздействии факторов внешней среды.
*Высшие психические функции – это сложный набор познавательных процессов, которые осуществляются в человеческом мозге и отличают нас от других живых существ. Они развиваются и становятся более сложными с возрастом, их функционирование тесно связано с развитием нервной системы. К ним относят: мышление, внимание, память, речь, воображение.
Более устойчивыми в период дошкольного детства становятся эмпатические переживания.
*Эмпатия — это умение распознавать эмоции и чувства другого человека, понимать его внутреннее состояние.
Возникновение новых эмоций ребёнка в дошкольном возрасте, прежде всего, связано с изменением содержания его деятельности.
В ходе такой деятельности как лепка, рисование, знакомство с природой и музыкой развиваются эстетические переживания – умение чувствовать красоту окружающего мира в произведениях искусства.
Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения.
Ребёнок-дошкольник уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определёнными действиями. Это проявляется и развивается в ролевой игре ребёнка.
В дошкольном возрасте дети способны различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчётливо формируется у ребёнка к шести годам. При этом он лучше распознаёт отрицательные эмоции.
Общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфических человеческих эмоций возникает в условиях общения ребёнка с другими людьми. Успешное развитие малыша немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание — вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребёнку в процессе его общения со взрослыми помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности, а также способствует формированию у ребёнка здоровой эмоциональности.
В период дошкольного детства у ребёнка формируются многие высшие чувства. Главный повод для радости — это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Главная причина огорчений дошкольника — разлад в семье. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребёнка, во многом мотивируют его поведение.
На что необходимо обратить внимание?
Часто взрослыми, окружающими ребёнка, игнорируется серьёзность проявления необщительности, агрессивности, недисциплинированности, доминирование драчливости, жестокости, патологической лжи в поступках. В этих случаях постановить диагноз ребёнку возможно клиническими методами, которые дополняют результаты психологической диагностики. Оказание психологической помощи дополняется медицинской и психотерапевтической.
Причины возникновения эмоциональных нарушений у ребёнка:
- перенесённые в детстве инфекционные заболевания;
- стрессы матери во время беременности;
- задержки физического и психоэмоционального развития;
- неблагоприятное воздействие семьи, особенности воспитания, в том числе педагогическая запущенность;
- социально-бытовые условия проживания ребёнка.
В последние несколько десятилетий психологами отмечены нарушения в эмоциональной сфере ребёнка, вызванные рядом других факторов:
- загруженность гаджетами;
- просмотром агрессивных фильмов и мультфильмов;
- переутомление от долгого просиживания у компьютера;
- увлечение компьютерными играми.
Для того чтобы отследить и скорректировать эмоциональное благополучие ребёнка, важна своевременная психологическая диагностика на важных этапах дошкольного детства.
Наиболее доминирующими нарушениями у детей дошкольного возраста, по мнению многих исследователей, являются страхи и тревожность. Большинство страхов у ребёнка появляются в связи с поведением взрослых, влиянием семейных неурядиц, душевной чёрствости, родительской невнимательности или, наоборот, чрезмерной опеки. Большинством исследователей проблема эмоциональных нарушений у ребёнка дошкольного возраста обуславливается влиянием нарушенных семейных взаимоотношений, отклонениями в воспитании, следствием которых являются аномалии эмоциональной сферы.
Как проявляются эмоциональные нарушения?
У младших дошкольников эмоциональные нарушения проявляются в неврозах навязчивых действий (грызут ногти или предметы, сосут пальцы, накручивают волосы на палец, кусают губы).
Старшие дошкольники проявляют патологическую ложь, запугивают или бросают вызов окружающим. У ребёнка могут развиваться психические напряжения, появляется суетливость, тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность, инсомния (затруднение при засыпании и прерывистый сон). Стрессовые события способны ухудшать самоконтроль ребёнка. Импульсивное поведение ребёнка, испытывающего стрессовую ситуацию, может быть неправильно истолковано, например, как симптомы СДВГ.
*Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство поведенческо-неврологического характера, при котором человек испытывает трудности с приобретением, обработкой и сохранением информации.
Простыми словами, это неуправляемость поведения, трудности с концентрацией и поддержанием внимания, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители.
Как помочь ребёнку стабилизировать психоэмоциональное состояние?
Самостоятельно справиться с эмоциональными проблемами ребёнок не сможет. Начать можно с того, чтобы:
- отследить и устранить источник психоэмоционального нарушения;
- дать опору ребёнку – уверенность в поддержке в любой ситуации;
- разрешить ему выплескивать негативные эмоции;
- помочь обсудить и отреагировать переживания;
- развивать у ребёнка стрессоустойчивость;
- лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Обращение к детскому психологу поможет родителям предотвратить нежелательные последствия эмоционального нарушения у ребёнка, добиться позитивных результатов.
В программу оказания психологической помощи входит индивидуальное, семейное, групповое консультирование ребёнка и родителей, которое направлено на решение возникшей проблемы. В частности, преодоление трудностей межличностных, детско-родительских отношений, возрастных кризисов, внутриличностных конфликтов.
Целью оказания психологической помощи являются осознание и изменение малоэффективных моделей поведения, гармонизации внутреннего мира ребёнка и родителей.