АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА
«О предоставлении информации по развитию казачьего, кадетского образования» в 2024-2025 учебном году
и сравнительный анализ с 2023-2024 учебным годом (с учётом 2021-2022, 2022-2023гг.)
Срок проведения: 04 сентября-01ноября 2024 года.
Мониторинг проводится с целью обоснования системной динамики развития качества образовательных и воспитательных компонентов в кадетских казачьих классах, творческих объединениях и преемственности дошкольного, начального, общего, среднего и дополнительного образования с использованием регионального компонента (Терское и Кубанское Казачество) в Ставропольском крае.
Формирование устойчивого интереса и приобщение воспитанников кадетских казачьих классов и творческих объединений к общечеловеческим ценностям через культурное наследие казачьего субэтноса региона решает задачи по возрождению духовных, исторических и военно-патриотических традиций терского казачества, идёт приобщение ребят к общечеловеческим ценностям, к православным традициям казачества, выработка активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, а также мотивации на учебную деятельность.
Среднее профессиональное образование традиционно демонстрирует преемственность и реализует региональный компонент на территории Ставропольского края.
Ярким примером служит государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Григорополисский СХТ имени атамана М.И.Платова станицы Григорополисской Новоалександровского МО. Стабильно функционирует 12 казачьих группах в них 288 человека, организован военно-патриотический клуб «Возрождение», в состав которого входит 286 обучающихся (всего 574-стабильная цифра). Студенты казачьих групп принимали участие в съезде делегаций казаков Ставропольского окружного казачьего общества (май 2024 год), приуроченного к 250-летию победы атамана М.И.Платова в Калалинском сражении (х.Боголюбов, Красногвардейского района, Ставропольского края). Традиционные ежедневные занятия по практике строевой подготовке, самообороне. стрелковой подготовке. Руководит казачьим компонентом в техникуме опытный заведующий – Олег Александрович Рогов.
Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С.Николаева» города Михайловска Шпаковского МО (директор Ганашвили Маргарита Викторовна), реализуется в трёх казачьих классах и восьми творческих объединениях 148 студентов. Традиционная работа с использованием казачьего компонента и участие в краевых научно-практических конференциях, семинарах, краевом турнире «Дедова шашка», всероссийском мероприятии «Лучшая казачья образовательная организация, реализующая программы среднего профессионального образования», стала системной и результативной.
В ходе проведения сравнительного анализа по итогам Мониторинга 2023-2024 учебного года и 2022-2023 учебного года, а также предыдущих трёх учебных лет, можно отметить следующее: общее количество образовательных организаций, реализующих казачий, кадетский компонент – по состоянию на 01 сентября 2024 года 98 образовательных организаций и 5 дошкольные образовательные организации( представлены в таблице Мониторинга впервые ), таким образом, несмотря на некоторое уменьшение количества СОШ(2023-109)- прослеживается преемственность дошкольного и школьного образования всего на 01.09.2024 учебного года-103 образовательных учреждения, в них 471 кадетских класса (увеличение на 19.7%-401 на 01.09.2023) обучающихся – 10271, в 2021-2022 учебном году 387 кадетских класса – 8582 учеников в них, количество человек увеличилось на 1689. Творческих объединений казачьей направленности 175, это на 15 меньше, чем на аналогичный период 2022-2023 учебного года, однако следует отметить, что в них занимаются 5688 обучающихся, 5080 – в 2021-2022 учебном году это на 608 больше. Общий охват составил10271-кадетские казачьи классы и 5688 казачьи объединения, итого-15959 человек. На аналогичный период прошлого года 10615 (без учёта казачьих объединений).
Объёмная работа проводится в образовательных организациях города Невинномысска МБОУ СОШ№7, МБОУ СОШ№20, МБОУ СОШ №18-реализуется образовательный проект «Кадетские классы», который является моделью современной школы полного дня, с профессиональной ориентацией и целью раннего определения способностей учащихся и склонностей к правильному их использованию с большой отдачей государству и обществу. В школах имеются школьные музеи с казачьим уголком, где традиционно, в рамках профориентации с кадетами(казаками) проходят встречи с представителями воинских частей города (в/ч 98538; в/ч 98542).
Кадетские(казачьи) классы традиционно участвуют в социальных акциях «Всемирный день добрых дел», Стоп-наркотики», Спорт против алкоголя». МБОУ СОШ №8 имени Героя Советского Союза Т.Н.Подгорного был создан Школьный кадетский хор и функционирует Школьный кадетско-казачий театр, в котором играют дети, педагоги, казаки-наставники-атаман Невинномысского городского казачьего общества Сергей Алексеевич Саенко. Выпускники МБОУ СОШ №20 города Невинномысска регулярно, в рамках целевого поступления в университеты МВД, зачисляются в списки ВУЗов военной направленности. В течении года были организованы экскурсии по местам боевой Славы города Невинномысска.
Преемственность дошкольного МДОУ детский сад№9 «Красная шапочка» и общего МБОУ СОШ№2 призваны решать отряды «Кадетский класс полиции» Андроповского МО – добровольные детско-юношеские объединения создаются с целью повышения правосознания у детей и подростков, воспитания у них чувства социальной ответственности.
Рабочая программа воспитания МКОУ СОШ №9 села Воздвиженского Апанасенковского МО, в которой выделен модуль «Юные казаки» реализуется через урочную, внеурочную деятельность и классное руководство- сюда включены Программы: «Наши истоки», «Казачьи ритмы», «Щит», колорит добавляет экспозиция «Казачий курень».
Шпаковский МО стабильно наращивает темпы организации кадетских классов в 15 Муниципальных бюджетных учреждениях. На 01.09.2024 -132+2(кадеты), увеличение составило 27 единиц, теперь их 134 (107 на 01.09.2023 и 86 на 01.09.2021) – это по-прежнему самый высокий показатель в регионе.
Казачий компонент в МБОУ «СОШ№12» села Татарка реализуется за счёт образовательного компонента образовательного учреждения (курс «История казачества) и за счёт часов группы продлённого дня классов казачьей направленности (Программа внеурочной деятельности классов казачьей направленности). Данная программа рассчитана на четыре года обучения предусмотрены 4 часа в неделю и годовая нагрузка-140 часов. Программу реализуют классные руководители и педагоги дополнительного образования, для автономной работы педагогов введены в действие подпрограммы узкой направленности: «Казачья доблесть», «Казачий фольклор. Танцы», «Казачий фольклор. Вокал». Отчёт о проделанной работе происходит в виде открытых уроков, праздников» -День казачки», «День Православного воина, а также фотовыставки, участие в краевых играх «казачьему роду нет переводу».
В МКОУ «СОШ №7» села Пелагиада реализуется программа дополнительного образования «Казачий сувенир». Занятия проводит учитель технологии Пашков Александр Викторович. На своих занятиях педагог развивает в детях нестандартность мышления, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Учащиеся классов казачьей направленности села Сенгилеевского (МБОУ «СОШ №8») регулярно сотрудничают с ВПК «Русские витязи», а представители хуторского казачьего общества помогают педагогам проводить занятия и интересные мероприятия. В школе работает музей, который разместил в своих экспозициях материалы о развитии казачества в селе Сенгилеевском, классные руководители работают по авторской программе «История и культура казачества на Ставрополье». В классах казачьей направленности 100% занятость в кружках и секциях.
В МБОУ КСОШ №19 города-курорта Пятигорска работает 38 классов казачьей направленности, первый класс был открыт в 2005 году в рамках городской экспериментальной площадки по теме: «Воспитание и развитие личности ребёнка на традициях юга Росси». В рамках дополнительного образования в школе работают кружки и секции: – образцовый хореографический ансамбль «Казачье раздолье»(руководитель Куропаткина Е.Н.), вокальный ансамбль казачьей песни «Наследие»( руководитель Николенко Е.П.),театральная студия «Веснянка», коллективы успешно реализуют цель работы творческих объединений-формирование целостных знаний о родном крае, популяризации казачества, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Занятия осуществляются в единстве с военно-патриотическим воспитанием, в процессе которого прививаются высокие морально-психологические качества, дисциплинированность, честь, достоинство.
В образовательной организации имеется «Зал Боевой Славы», открыт 27 апреля 2015 года к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Создание музея стало результатом многолетней поисковой работы учащихся и учителей школы- в первой витрине выставлены статуэтки казаков разных национальностей. Этот подарок школе сделали казаки Горячеводской казачьей общины.
В городе Ставрополе следует отметить работу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №38», здесь работают два класса казачьей направленности, классный руководитель-заместитель директора по АХР – Ольшанская Татьяна Владимировна, учебно- воспитательная и образовательная система направлена на формирование гражданина, которому свойственна культура и способность осознанному социально-политическому выбору. учебно-патриотический клуб «ZVезда» вот уже третий год успешно ведёт свою деятельность-это социальный проект ,разработанный казаками Ставропольского городского казачьего общества при грантовой поддержке за счёт средств краевого бюджета субсидий на реализацию социальных проектов в Ставропольском крае. Главная цель проекта—вовлечение детей группы риска и увлечённых детей во внеурочную деятельность, направленную на учебно-патриотическое воспитание личности на основе казачьих традиций и обычаев. В обновлённом лицее осенью 2023 года открыт «Уголок казачьего быта», на городском смотре-конкурсе музеев, отмечен Грамотой за первое место в номинации «Комната боевой и трудовой славы». В декабре 2023 года прошло торжественное открытие «Парты героя» в честь Дубровина Андрея Евгеньевича, наставника класса казачьей направленности, участника специальной военной операции на Украине, погибшего в 2023 году, сейчас ученики 11 класса ведут работу по увековечиванию памяти своего наставника. Информация размещается на официальных страницах в социальных сетях: https//vk.kom/38liceum26
ЧОУ «Православная Свято-Владимирская гимназия города Ставрополя была открыта в 2021 году, по благословению правящего Архиерея, митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. В образовательно-воспитательной программе гимназии изначально была заложена реализация двух компонентов: православного и казачьего. Внедрение казачьего компонента в Православной Свято-Владимирской гимназии осуществляется на уровне начального образования.
Необходимо отметить деятельность, которую гимназия активно интегрирует во все сферы воспитательной работы, через организацию внеурочной подготовки учащихся на основе историко-культурных традиций казачества, физкультурно-спортивной и военно-патриотической направленности.
Основные формы реализации казачьего компонента следующие:
– знакомство с казачьими играми, и забавами в рамках программы «Казачьи посиделки»;
– участие в игре знатоков истории России и казачества «Зерно Росси», проведение уроков мужества.
В Ставрополе становится традиционным работа дошкольных образовательных учреждений, это показатель преемственности с начальным, общим средним и СПО, так МБ ДОУ №1 «Улыбка», МБДОУ№8, МБДОУ ЦРР д/с№14 «Росинка», МБДОУ д/с№33 «Гнёздышко», МБДОУ д/с№35, МБДОУ д/с49 «Фея», МБДОУ д/с№54, МБДОУ д/с№57, МБДОУ д/с№79 развивают казачий компонент, основной целью определяя-знание детьми исторической культуры и традиций предков (Терское и Кубанское казачество),что является важной составляющей воспитания и образования детей дошкольных образовательных организаций: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
ГКОУ «Казачий кадетский корпус» города Будённовска с 01 сентября 2012 года реализует казачий компонент. В целях обеспечения преемственности казачьего образования, коллектив корпуса также сотрудничает с МДОУ д/с №25 «Солнышко» села Покойного в 2024 году в соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края и министерства Ставропольского края по национальной политике и делам казачества от 31 мая 2024 года №901-пр «О присвоении регионального статуса «Казачья образовательная организация», присвоен статус «Казачья образовательная организация». Реализация системы деятельности на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Терского казачества включает:
– работу районной инновационной площадки по теме: «Региональный компонент как фактор социально-личностного развития дошкольника через патриотическое воспитание и изучение традиций и культуры казачества»;
– реализацию парциальной(авторской)программы «Растить патриотов»;
– работу музеев «Казачий курень», «Музей одного дня» в экспозиции которого представлены предметы быта казаков, а также сведения о казаках региона и Будённовского района;
– организация и проведение на базе учреждения районных мероприятий: «Дружинка», «Песни России». В 2024 году образовательная организация принимает участие в финале Всероссийского конкурса на звание «Лучшая казачья дошкольная организация».
Город-курорт Железноводск представлен МБОУ «Лицей казачества имени А.Ф. Дьякова» и отражает систему стабильной работы 36-ти классов и 9-ти творческих объединений казачьей направленности (всего 1430 учащихся). Детское казачье объединение является составной частью реестрового казачьего станичного общества «Лицей» и имеет статус ученического казачьего самоуправления-решения, принятые на Атаманском совете, обсуждаются на атаманском правлении по классам и на собраниях классных руководителей. Программа воспитания «Социокультурная образовательная среда казачьего лицея как средство социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся казачьих кадетских классов» предполагает совместную деятельность педагогического коллектива лицея, муниципальных учреждений дополнительного образования и общественных организаций по реализации всех направлений патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. В соответствии с планом по реализации программы, учащиеся лицея принимают активное участие в мероприятиях, проводимых городским казачьим обществом и Пятигорской и Черкесской Епархией, военкоматом. Данная система лицея реально работает и помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придаёт последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии гражданско-патриотической деятельности школьников. По итогам Всероссийского казачьего диктанта в 2023 году -63 лицеиста-победителя!
В Александровском МО развитие казачьего, кадетского образования начинается с детского сада- МДОУ д/№17 и МДОУ д/с№31 работают в соответствии с парциальными(авторскими) программами и перспективными планами, в группах созданы центры по ознакомлению с казачеством-макеты казачьей хаты и подворья, кукол в женском и мужском казачьих костюмах, тематические альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей, культурой казачества и бытом, картотеки подвижных игр, сборники загадок, пословиц с местным колоритом. Выпускники казачьего класса МОУ СОШ №7 села Калиновского имеют прочные знания по предметам, владеют навыками военной подготовки, умеют постоять за себя и других, умеют строить жизнь по христианским принципам, следуя казачьим заповедям.
Социальные практики (волонтёрское добровольческое движение) в Труновском МО МКОУ СОШ №4 являются частью внеурочной деятельности, в рамках которой отрабатываются практические навыки и умения – организация акций, благотворительных концертов, социально-значимых операций и других видов общественно-полезной деятельности.
В классах казачьей направленности Новоалександровского МО нормативно-правовое обеспечение регулируется документами: «Положение о классах казачьей направленности», Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания в классах казачьей направленности. В учреждениях разработаны и утверждены учебный план. рабочие программы учителей-предметников, внеурочной деятельности, дополнительного образования с учётом регионального казачьего компонента. Его реализация осуществляется также через факультативные и кружковые занятия.
Станица Стодеревская Курского МО отмечена кадетскими классами МКОУ «СОШ №10» – во время проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы атаманский совет Школьной казачьей республики проводит смотр строя и казачьей песни, а также спортивно-конкурсную программу «Дед, батя, я-казачья династия». В школьном музее казачата знакомятся с гончарным искусством казачек.
В МБОУ СОШ №9 города-курорта Кисловодска-казачья сотня творческого объединения-казачий хореографический ансамбль «Истоки» выступает на городской ярмарке «Кисловодск-Za наших» (апрель, октябрь 2024) и полевых сборах казачьих отрядов (июль гора Стрижамент).
В МБОУ СОШ №5 станицы Марьинской Кировского МО исследовательские работы учащихся казачьих кадетских классов на протяжении семи лет входят в десятку лучших работ и печатаются в сборниках по материалам Евдокимовских чтений, проводимых Пятигорской и Черкесской епархией РПЦ, обществом «Терское общество любителей казачьей старины». На базе МКДОУ «Детский сад №7» имени Г.А, Тутова» города Новопавловска осуществляется обучение воспитанников по дополнительной образовательной программе «Юные казачата», срок реализации-2года, автор и составитель-воспитатель Шабанова Н.Н. В 2024-2025 учебном году созданы казачьи классы МБОУ СОШ №8 села Горнозаводского (один класс) и МБОУ СОШ №5 станицы Марьинской (один класс).
Задолго до начала учебного года началась подготовка в МБОУ СОШ №15 имени А.З Потапова станицы Лысогорской – педагоги, с целью обмена опытом посетили СОШ №19 посёлка Горячеводский и казачий лицей в посёлке Иноземцева, побывали на занятиях, получили практическую и методическую помощь в организации учебного процесса в казачьем классе. На занятиях по предмету «История православия» (учителя Шорина Н.В. Высоцкая И.В.) ребята знакомятся с православными традициями казаков, результатом работы по предмету можно считать ежегодные призовые места в епархиальной игре «Что? Где? Когда?». В школе успешно развиваются объединения фольклорного танца (Жукова А.М.) и фольклорной песни (Ляпунова А.А.)
В МКОУ СОШ №6 Кочубеевского МО казачий компонент реализуется со 02 сентября 2024 года (заключено соглашение о совместной работе между отделом образования, «СОШ №6» и станичным казачьим обществом). В учебный план введены дисциплины: начальная военная подготовка, спортивные игры, основы безопасности и защиты Родины, также на базе школы функционирует музей «Наследие». В планах-организация творческого народно-песенного коллектива.
Советский МО ставит приоритетными вопросы наставничества, при этом выдвигая вопросы, которые необходимо решить:
-как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся?
-как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу?
Исследовательская работа в пяти классах казачьей направленности в-МОУ «СОШ №3», «МОУ СОШ №6», МОУ «СОШ №9», МОУ «СОШ №10» организована в форме проектной деятельности. Которая в полной мере способна привлечь внимание к казачеству как к этнонациональной культуре.
Вывод: Мониторинг показал, что с целью создания единой социокультурной образовательной среды, способствующей социализации, самоопределению и патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях с казачьими кадетскими классами и творческими объединениями реализуются программы по возрождению духовных, исторических и военно-патриотических традиций терского и кубанского казачества и ярко выражено формирование здорового образа жизни, выработка у учащихся активной жизненной позиции, осознанное понимание дисциплины, организованности, стремление обучающихся добросовестно выполнять свои обязанности, мотивация на учебную деятельность. Развитие казачьего кадетского компонента в детских объединениях представляет собой системную и целенаправленную деятельность по формированию у ребят высокого патриотического сознания, чувства преданности своему Отечеству. Педагоги находятся в поиске новых форм работы, расширения спектра знаний, умений и навыков. Можно отметить лучшие образовательные учреждения, а именно – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей казачества им. А.Ф.Дьякова города-курорта Железноводска, в учреждении охват данным видом деятельности составляет 99% (кроме параллели первых классов), МБОУ СОШ№19 города-курорта Пятигорска (первая в Ставропольском крае казачья школа с 2005 года) охват составляет 100% (включая параллели первых классов).
Плодотворная работа по внедрению опыта проводится в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Григорополисский СХТ имени М.И. Платова».
Предложение: Сопоставляя количество и качество реализации военно-патриотического образования с использованием регионального компонента (Терское и Кубанское Казачество) в Ставропольском крае, следует отметить положительную динамику развития данного вида военно-патриотического образования и воспитания, при относительном количественном сокращении образовательных организаций- сформированы территории по стабильному функционированию и базовые учреждения, обменивающиеся опытом с другими учреждениями реализующие данный вид деятельности. Прослеживается преемственность дошкольного, начального общего среднего и дополнительного образования детей (Александровский МО, Андроповский МО, Будённовский МО, город Ставрополь). Однако, стоит обратить внимание на то, что в некоторых территориях данный вид образования и воспитания отсутствует (в регионе 33 территории): Петровский МО, город Лермонтов, Красногвардейский МО, Грачёвский МО, Туркменский МО, Нефтекумский МО, Ипатовский МО (7 территорий, в 2023-9).
Рейтинг наибольшего количества человек (первая пятёрка), занимающихся кадетским, казачьим образованием (из 26 в 2024). Количество человек показано с учётом творческих казачьих объединений:
1-е – место – Шпаковский МО – 5256
2-е место – Новоалександровской МО – 2360
3-е место – Пятигорск город-курорт –1748
4-е место – Железноводск город-курорт – 1430
5-место – Ставрополь город – 849
Аналитическая справка подготовлена на основании представленных материалов специалистами управлений образования муниципальных округов и городов Ставропольского края, в соответствии с письмом-исх. №445 от 04.09.2024 года.
Султанова Н.В., методист отдела казачества и народных традиций