Интернет-приёмная

Уважаемые посетители Интернет-приемной ГБУ ДО “Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина”.
В этом разделе вы можете оставить обращение или задать интересующий Вас вопрос сотрудникам Центра.
При наличии контактных данных (ФИО, почтовый или электронный адрес) ответ на обращение будет направлен вам в течение 3-ёх рабочих дней. Анонимные сообщения не рассматриваются.

Сообщение

    Я согласен на обработку персональных данных.

    Часто задаваемые вопросы

    Дошкольный возраст. Кризис 3 лет

    Дошкольный возраст. Кризис 3 лет
    03.05.2024 admin

    Дошкольный возраст. Кризис 3 лет            

    Найденко Ангелина Валерьевна,
    педагог-психолог ГБУ ДО КЦРТДиЮ

     

    На рубеже раннего и дошкольного детства, к 3-м годам, ребёнку уже тесно в рамках семьи. Он стремится почувствовать себя взрослым, овладеть новыми, более сложными отношениями, расширить круг общения. Развитие речи позволяет ему объяснять свои желания и замыслы. Теперь его понимают не только близкие взрослые, но и сверстники. Притязания ребёнка на позицию взрослого не соответствуют его реальным возможностям.
    Возникают противоречия между желаниями и возможностями ребёнка, его самовосприятием и отношением к нему взрослых. Это приводит к кризису развития. Наступает кризис трёх лет, который называют кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых.
    Ребёнок хочет принимать полноценное участие в жизни взрослых. Он активно стремится к самостоятельности. Главными словами этого периода являются «Я сам!». Ребёнок начинает интересоваться собой как субъектом: любит смотреться в зеркало; обращает внимание на свою внешность, черты лица, рост, одежду, – происходит идентификация со своим физическим обликом. Детей заботит собственная успешность, появляется представление о соревновании, престижности личного выигрыша.
    Кризис трёх лет – один из наиболее острых по поведенческой симптоматике и иногда сравнивается с подростковым. Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Хорошо зарекомендовавшие себя воспитательные приёмы становятся не эффективными. Этот этап труден как для взрослого, так и для самого ребёнка.

     

    Симптомы кризиса трёх лет

    • негативизм — реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от них. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию;
    • упрямство — ребёнок настаивает на чём-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
    • строптивость — она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет;
    • своеволие — ребёнок стремится всё делать сам;
    • протест-бунт — ребёнок      в        состоянии «войны»     и конфликта         с окружающими;
    • обесценивание — ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
    • деспотизм — ребёнок заставляет родителей делать всё, что он требует.

              Может проявляться в форме ревности.

     

    Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста

    Дошкольное детство является периодом детской познавательной активности. К 3-4 годам ребёнок пытается упорядочить, истолковать для себя окружающий мир, установить в нём некоторые правила и закономерности.

    Развитие восприятия

    Восприятие дошкольником окружающей действительности имеет отличие от восприятия взрослого человека. Ребёнок, рассматривает предметы благодаря своему непосредственному восприятию. Он считает собственное быстрое восприятие единственно возможным и абсолютно истинным.

    Развитие мышления

    Умственное развитие дошкольника – это сложная взаимосвязь и взаимодействие различных видов мышления – наглядно-действенного, логического и наглядно-образного. Одним из первых видов мышления возникает наглядно-действенное – в непосредственной связи с практическими действиями ребёнка. Следующий вид мышления, характерный дошкольному возрасту — наглядно-образное – ребёнок использует образы и представления. В завершении дошкольного возраста возникает логическое мышление, являющееся третьим видом умственной деятельности ребёнка.

    Развитие памяти

    Память ребёнка дошкольного возраста является главной функцией детской психики, она определяет развитие остальных функций. Мышление во многих случаях обусловлено памятью дошкольника. Для него размышление – это воспоминание, ребёнок опирается на приобретённый опыт или прибегает к его видоизменению. Лишь в дошкольном детстве у мышления наблюдается такая высокая взаимосвязь с памятью. Задача мыслительного акта для ребёнка – это не логическое строение понятий, а конкретное воспоминание собственного опыта. Память становится центром сознания дошкольника, что ведёт к явственным следствиям, характеризующим его психическое развитие. Ребёнок начинает действовать в порядке общих представлений. Устанавливает простейшие причинно-следственные отношения между явлениями и событиями. Наблюдается стремление упорядочить и объяснить для себя окружающую действительность. Так образуется первая зарисовка полного мировоззрения ребёнка. С наступлением пятилетнего возраста происходит настоящий расцвет идей “маленьких философов”. Дошкольник изобретает, воображает, выдумывает, выстраивая собственный маленький мир.

    Развитие воображения

    Одним из важнейших новообразований является воображение. В период дошкольного детства у памяти и воображения имеется немало общего — совершая действия, ребёнок применяет образы, представления. В некотором смысле, память рассматривается, как явление, воспроизводящее воображение. Свой пик развития воображение набирает собственно в дошкольном возрасте – оно помогает ребёнку при воспроизведении образов из прошлого, строить и создавать нечто новое, незнакомое.

    Развитие саморегуляции

    Важнейшим новообразованием также считается появление произвольного поведения. В дошкольном детстве поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится обусловленным правилами и нормами поведения. Образуется ориентировочный образ собственного поведения, выступающий регулятором. Ориентируясь на образец, дошкольник овладевает и начинает управлять собственным поведением.

    Эмоциональная сфера

    Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребёнок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребёнок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему ещё предстоит сделать. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

    Мотивационная сфера

    Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

    Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”.

    Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, ещё слабее — собственное обещание ребёнка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребёнка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя, как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

    Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

    Первоначально, ребёнок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребёнок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства, ребёнок приобретает способность оценивать и своё поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

    Самооценка

    Появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной оценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.

    Ещё одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: “я рад”, “я огорчён”, “я сердит”.

    Для этого периода характерна половая идентификация, ребёнок осознаёт себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

    Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознаёт в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

      Список рекомендованной литературы

     Анна Быкова Секреты спокойствия «ленивой мамы».

    1. Д.Б. Эльконин Детская психология
    2. Людмила Петрановская «Тайная опора». 
    3. Юлия Василькина «Что делать, если у ребенка кризис трех лет».