Интернет-приёмная

Уважаемые посетители Интернет-приемной ГБУ ДО “Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина”.
В этом разделе вы можете оставить обращение или задать интересующий Вас вопрос сотрудникам Центра.
При наличии контактных данных (ФИО, почтовый или электронный адрес) ответ на обращение будет направлен вам в течение 3-ёх рабочих дней. Анонимные сообщения не рассматриваются.

Сообщение

    Я согласен на обработку персональных данных.

    Часто задаваемые вопросы

    Тревога за ребёнка (рекомендации родителям)

    Тревога за ребёнка (рекомендации родителям)
    05.03.2024 admin

    Тревога за ребёнка
    (рекомендации родителям)

     Найденко Ангелина Валерьевна,
    педагог-психолог ГБУ ДО КЦРТДиЮ

     Тревога – это негативно окрашенная эмоция, которая проявляется в виде неприятных предчувствий, как ощущение неопределённости, ожидание неприятных событий.

    Тревога является защитным механизмом для человека, она входит в инстинкт самосохранения и не представляет опасности сама по себе. Её функция состоит в том, чтобы максимально быстро мобилизовать все ресурсы организма и избежать встречи с источником опасности.

     У тревоги нет под собой объективных оснований, но она способна значительно снижать качество жизни человека. Так как человек испытывающий  тревогу, постепенно истощает себя как физически, так и эмоционально.

    Организм тратит много энергии на подготовку к возможной опасности, которая может не наступить никогда. Если человек ничего не делает с этим состоянием и длительно в нем находится – тревога изматывает его. На фоне этого может произойти ухудшение здоровья, снижение работоспособности и возникнет состояние постоянного сильного стресса.

    Поговорим про тревогу за ребёнка

    В ситуации, когда родители испытывают тревогу за своего ребёнка, безусловно, тревожное состояние будет влиять и на него. Дети очень эмпатичны. Видя, как беспокоятся их родители, они тоже начинают волноваться. Даже если причина беспокойства им неизвестна или непонятна.

    В дальнейшем это приводит к постоянному ощущению опасности. Ребёнок начинает закрываться от мира, теряет тягу к обучению и исследованию, плохо идёт на социальные контакты.

    Важно понимать, что, когда мать переживает за ребёнка, она не просто «беспокоится по пустякам». У неё включается биологически заложенное стремление вырастить здоровое и крепкое потомство. Поэтому она остро реагирует на любой возможный источник опасности. Особенно ярко тревога за ребёнка проявляется под влиянием негативной информации извне.

    Тревожиться за ребёнка – это нормально. Но важно отличать рациональную и иррациональную тревогу.

    Рациональная тревога – помогает спрогнозировать возможные опасные ситуации и предупредить их возникновение. Полезный внутренний инструмент, который помогает защититься от возможных проблем и заранее подготовиться к неприятностям.

    Как она может проявляться? Например, ваш ребёнок только что ушёл в школу, а вы заметили, что он забыл взять с собой обед. У вас возникает тревога: вы понимаете, что ему будет нечего поесть в течение дня, поэтому звоните и просите вернуться.

    Иррациональная тревога – не приносит никакой пользы,

    потому что вы тревожитесь о событиях, которые:

    • скорее всего, не произойдут;
    • возможно, произойдут, но вы не можете на них повлиять;
    • неизбежно произойдут (и вы тоже на это никак не повлияете).

    Как она может проявляться? Возьмём тот же пример с обедом. Вы знаете, что ваш ребёнок взял с собой еду, но всё равно весь день думаете: «А вдруг он не пообедал и упал в обморок от голода?».

    Откуда берется тревога?

    Причины, по которым родители переживают за своих детей и испытывают иррациональную тревогу, могут быть совершенно разными, например:

    • Прошлый отрицательный опыт: родитель уже сталкивался в

    своей жизни с какой-то ситуацией – в детстве или уже  во взрослом возрасте. И у него подсознательно включается опасение, что ребёнок может тоже с этим столкнуться. Но дело в том, что  родитель не может быть на 100%  уверен, что для его ребёнка подобный опыт будет таким же травматичным, в силу того, что все люди по-разному реагируют на  ситуацию (в зависимости от характера человека, темперамента). Так же немалую роль играют и  обстоятельства.

    В случае если у  тревоги подобная причина, то лучшее, что  может сделать взрослый – это отделить ребёнка от себя и признать, что его жизнь не продолжает жизнь ребёнка. Отпрыск  накапливает свой опыт и воспринимает мир через призму своего характера.

    • Родительские ожидания: когда у родителей есть чёткое

    представление, каким должен вырасти их ребёнок – получить определенное образование, определенную профессию, во сколько вступить в брак и с кем, когда родить детей, как выглядеть, каким человеком быть и т.п.

    Следуя такому сценарию в своей голове, родители начинают тревожиться из-за любых отклонений от представленного плана.

    Многим родителям свойственно фантазировать наперёд и представлять, что ждёт их чадо. Но, к сожалению, часто эти фантазии перерастают в фанатичное стремление слепить будущее своего ребёнка чётко по своим представлениям.

    В случае если у  тревоги подобная причина, то родителям  необходимо как можно скорее признать свободу выбора своего ребёнка. Нет ничего плохого, что его представления и увлечения отличаются от представлений и увлечений родителей. Ограничивая ребёнка, загоняя его в жесткие рамки и оставляя без выбора, ему не дают развиваться как личности.

    Связь тревоги и воспитания

    У тревожных взрослых зачастую были гипертревожные и гиперопекающие родители, чрезмерно и навязчиво оберегающие своих детей от «опасного мира». Часто такие родители отвергают эмоции своих детей, а дети, в свою очередь, начинают подавлять свои эмоции и потребности, считая, что все равно не найдут понимание и поддержку  у близких людей. В итоге у ребёнка формируется негативное представление об окружающем мире: мир – «опасное место», другие люди агрессивны и жестоки, а сам человек – беспомощный.

    Зачастую эти родители переняли модель воспитания из своего  детства и попросту не умели по-другому, поэтому обвинять их в неправильном воспитании своих детей не имеет особого смысла.

    Но всегда есть смысл и возможность поработать над собой, над моделью воспитания уже своего ребёнка, изменив тем самым, качество его и своей жизни.

    Как проявляется тревога?

    Проявлений тревоги очень много. Тревога может проявляться
    физически (в теле):

    • тахикардия (учащенное сердцебиение)
    • аритмия (нарушение ритма сердца)
    • головокружение
    • тошнота / рвота
    • слабость в ногах
    • повышение артериального давления
    • покалывания и онемения конечностей
    • межреберная невралгия
    • ощущения нехватки воздуха
    • «ком» в горле
    • жар/озноб
    • головная боль
    • бессонница
    • нарушение аппетита
    • шум в ушах
    • ухудшение / помутнение зрения
    • внутренняя дрожь /тремор
    • слабость и усталость

    В восприятии и мышлении:

    • преувеличение вероятности и серьезности опасности
    • недооценка собственных способностей совладения с угрозой
    • раскрутка цепочки катастрофических мыслей об ужасных исходах событий
    • назойливые воспоминания о прошлом
    • повышенная чувствительность к негативной информации
    • временная неспособность мыслить рационально и объективно
    • спутанность сознания
    • мысли о возможных физических увечьях, болезни, смерти

     В эмоциях:

    • чувство страха
    • испуг
    • паника
    • нервозность
    • беспокойство
    • взволнованность
    • ощущение «нервного срыва»
    • раздражительность
    • нетерпеливость
    • разочарованность

     В поведенческих реакциях:

    • бегство и уход из пугающих ситуаций
    • «спасительные» или ритуальные действия (защитное поведение)
    • скованность
    • суетливость
    • затрудненность речи и действий
    • стремление избыточно контролировать
    • перфекционизм
    • прокрастинация (откладывание важных дел на потом)

    Как справиться с тревогой?

    Не важно, о чём беспокойство – о ситуациях в жизни или о будущем ребёнка. Важно, в первую очередь, осознать, откуда исходит это чувство. Из-за чего тревога на самом деле, и что причиняет такой дискомфорт.

    Например, родители подростков часто переживают из-за того, что их дети отстраняются и перестают чем-либо делиться. У родителей начинает развиваться страх: «а вдруг он попал  в плохую компанию?»,  «а вдруг у него проблемы?». В итоге эти мысли приводят к постоянному стрессу и прокручиванию в голове ужасных картинок. Но если копнуть глубже в причину переживания, то оказывается, что родители просто привыкли, что их ребёнок постоянно рядом. Взросление идёт, а они все ещё не готовы отпустить своё чадо во взрослую жизнь.

    Когда человек понимает, в чём настоящая причина тревоги, с ней уже можно работать.

    Конечно, если ребёнок совсем отдалился, вернуть его внимание будет не так просто. Но уже само понимание причины тревоги облегчит жизнь.  Родитель уже не будет изводить себя лишними переживаниями, и выдумывать страшные истории.

    Очень важно выводить тревогу на осознанный уровень и купировать в самом начале её развития.

    Существует множество техник по работе с тревогой, вот несколько из них.

    Не выбирать негативный сценарий

     Что мы зачастую делаем, когда переживаем?- Начинаем прокручивать в голове всякие ужасы. Но так только повышается градус тревоги.

    Решение

    • Попробуйте сбавить обороты.
    • Не нужно детализировать то, что вас тревожит, не представляйте возможные варианты развития событий, не нагнетайте.
    • Абстрагируйтесь, скажите себе «посмотрим» и найдите, чем отвлечься в ближайшее время.
    • Сядьте или лягте в удобное положение и просто наблюдайте за своим дыханием.
    • Опирайтесь на свой прошлый опыт: «В прошлые разы я тоже думал(а),что случится ужасное, но все завершилось нормально, поэтому мне стоит учитывать свой позитивный или нейтральный опыт».
    • Учитесь принимать реальность: «В мире нет, не было и никогда не будет определенности и гарантий, поэтому от моих попыток все контролировать не зависит ровным счетом ничего».
    • Сходить в спортзал или на пробежку – во время занятий спортом организм вырабатывает нейромедиатор – серотонин, который регулирует интенсивность тревоги, счастья, фон настроения.

    Что бы вы ни выбрали, главное – не позволять своему мозгу накалять ситуацию.

    Завести дневник СМЭР

    Это уже не способ побороть тревогу в моменте, а, скорее, система работы с ней

    СМЭР – это событие, мысли, эмоции, реакция. И именно это нужно фиксировать в дневнике.

    Как только почувствуете, что снова накатывает тревога, просто записывайте:

    • Что сейчас происходит, из-за чего это чувство возникло?
    • Какие мысли у вас в голове по этому поводу?
    • Какие эмоции появляются на фоне тревоги?
    • Какая реакция у вас возникает, или какие действия вы собираетесь предпринимать?

    Простая фиксация уже позволяет вывести рефлекторное чувство на осознанный уровень.  А дальше, по мере заполнения дневника, включается рациональное мышление. У вас есть что анализировать, и вы можете понять:

    • Какие триггеры вызывают тревогу.
    • Относится эта тревога к рациональной или иррациональной.
    • Насколько адекватно вы реагируете.

    Если вы будете вести такой дневник, то регулярная саморефлексия
    и анализ помогут сделать так, чтобы чувство тревоги возникало всё реже и реже.

    ***саморефлексия – способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.

     

                                 Важно!

    Обратить внимание на определенные состояния, при которых стоит обратиться к специалисту, чтобы проверить состояние организма. В каких случаях это стоит сделать? 

    • при постоянном нарушении сна, когда вы не можете уснуть или постоянно просыпаетесь с тревожными мыслями
    • при регулярных резких вспышках агрессии и неспособности их контролировать
    • при таком глубоком состоянии апатии, когда вы не способны решать даже бытовые вопросы

                                                                               

    Список литературных источников

    1. Взять под контроль: страхи, тревоги, депрессию и стресс. Программа управления своими эмоциями/Павел Федоренко, Илья Качай.- Москва: Издательство АСТ,2022.-288 с.: ил.- (Умный тренинг, меняющий жизнь).
    2. Мать на 100%. Как вырастить счастливого ребёнка, сохранив себя./ Екатерина Позднякова.- Ростов – на – Дону: Издательство «Мини Тайп», 2021.- 150 с.