Стили воспитания

ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ «КУМИР СЕМЬИ»

Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворения.

ВОСПИТАНИЕ ПО ТИПУ ЗОЛУШКА

Воспитание в особо деспотичных условиях, когда ребенок в семье ни от кого не получает эмоциональной поддержки, поощрения. По любому поводу в его адрес сыплются угрозы, порицания, наказания.

ГИПЕРОПЕКА

Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Родители резко и неожиданно меняют первоначально выбранный стиль воспитания на противоположный («то кнут, то пряник»), либо каждый из взрослых членов семьи стремиться воспитывать малыша по – своему, считая только себя правым в вопросах педагогики.

ГИПООПЕКА

Родители полагают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, общение с ровесниками, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать ответственность за его судьбу. Такие родители практически самоустраняются от воспитания.

ПОПУСТИТЕЛЬСКО – СНИСХОДИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Родители снисходительно смотрят на любые неблаговидные поступки своих детей, утверждая, что они и сами были такими в детстве и тем не менее благополучно выросли.

ПОЗИЦИЯ КРУГОВОЙ ОБОРОНЫ

В ответ на любые претензии, замечания, советы и упреки в адрес ребенка со стороны посторонних людей родители сердятся, конфликтуют, утверждая что их ребенок всегда прав.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ СТИЛЬ

Родители постоянно жалуются на своего ребенка, как на «бандита», заявляют, что не знают что с ним делать, но в тоже время не принимают ни каких советов и, жалуясь, лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды «проделками сорванца».

ПЕДАНТИЧНО – ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП

Родители никогда и не в чем не верят ребенку, все время назойливо контролируют его поведение в любых ситуациях, постоянно требуя полного отчета о всех желаниях, мыслях, действиях.

ЖЕСТКО – АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

При воспитании подобного рода ребенок лишается права голоса, возможности обсуждать проблемы в семье и, тем более, возражать. Любые варианты отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются и он подвергается наказаниям (в том числе физическим).

УВЕЩАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Родители при этом стиле воспитания только уговаривают и просят ребенка о чем – либо, но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.

РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ

Это назойливое стремление родителей «знать о ребенке все», не оставлять ему сугубо личного, тайного, требуя и выпытывая у него все самое сокровенное, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок.

ПРОЕКЦИЯ НА РЕБЕНКА СОБСТВЕННЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявлений у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и тому подобное), хотя реально ничего подобного у ребенка не наблюдается.

СТРАХ УТРАТЫ РЕБЕНКА

Такой стиль отношений проявляется в повышенной тревоге родителей за здоровье и жизнь ребенка. Они везде его сопровождают, уточняют по телефону. Где он находится и через сколько минут его необходимо  встречать на транспортной остановке, не разрешают посещать места большого скопления людей из – за возможности заразиться какой – либо инфекцией, оказаться втянутым в инцидент и тому подобное. В случае малейшего заболевания ребенка замучивают бесконечными консультациями специалистов («на всякий случай»).

ПРЕДПОЧТЕНИЕ В ПОДРОСТКЕ ДЕТСКИХ КАЧЕСТВ

Родители понимают, что ребенок взрослеет, но это означает и то, что они сами стареют, чего им крайне не хочется. Поэтому они стараются как бы игнорировать, не замечать черты взрослости в своих детях, запрещая им занятия и увлечения, характерные для подростков, старательно культивируя детские виды деятельности и занятий, одевая их в стиле, характерном для более младшего возраста.

Советы для родителей. Какой отпечаток в жизни ребенка  вы хотите оставить? 

Ребенка нужно не просто любить, этого мало.

Его нужно уважать и видеть в нем личность!

Для этого запомните четыре заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь, сделать из ребенка самого- самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что умеют другие!
  2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы большинство детей ответит: «А я тебя рожать меня не просил!».
  4. Избегайте свидетелей. Если  действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску( ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо и решительно увести его к места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого, спокойно объясните почему так делать нельзя. Призвать к стыду уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
  5. Помните – ребенок личность, и каждый человек индивидуален.

Вот вам всего три способа как открыть ребенку свою любовь.

  1. СЛОВО – называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
  2. ПРИКОСНОВЕНИЕ – иногда даже достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
  3.  ВЗГЛЯД – не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Тест для родителей.

Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться за помощью. Ответьте на эти вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

  1. Рождение вашего ребенка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг ( походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на санках и т.д.)
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы первым идете на примирение, разговор?
  12. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
  13. Вы знаете что он любит?
  14. Чем он хочет заниматься и кем стать?

Подсчет результатов:

Если на большинство вопросов вы ответили «да», значит вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов «нет», необходимо немедленно изменять поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

Составитель логопед-дефектолог Аксютина Татьяна Сергеевна