Отдел социально-педагогической работы

Психолого-педагогическая и социальная работа

Согласно положению об  отделе социально педагогической работы  ГБУ ДО КЦРТДиЮ  сотрудники отдела осуществляют социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности Центра, всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и сотрудников Центра)

На протяжении последних  двух лет была проведена следующая работа: ежемесячно проводятся Видеолектории по профилактике употребления психоактивных веществ, влиянию курения, алкоголизма, наркомании на здоровье молодежи и будущего поколения. С молодыми людьми обсуждаются вопросы ценности семейной жизни, и формирования ответственного отношения к своему будущему.

Осуществляется работа психолого-педагогического сопровождения по нескольким направлениям: психокоррекция, консультирование, профилактика и  диагностика:

  • Определение уровня воспитанности обучающихся КЦРТДиЮ,
  • Социальный паспорт творческих объединений учреждения на выявление детей «группы риска»,
  • Оценка качества образовательной деятельности образовательной организации получателями образовательных услуг,
  • Удовлетворенность педагогической деятельностью сотрудников ГБУ ДО КЦРТДиЮ.

В 2016-2017 году выявлены следующие результаты:

Диагностика  уровня воспитанности обучающихся Центра

Для изучения уровня воспитанности обучающихся Центра было проведено исследование, (анкета «Диагностика уровня воспитанности») содержащая  суждения, позволяющие определить воспитанность детей по пяти показателям: трудолюбие, коммуникабельность (коллективизм), бережливость, целеустремленность, эстетическое мироощущение. Было опрошено 1200 воспитанников.

Показатели воспитанности проявляются ярко (20-25 баллов) у 350 воспитанников – что составляет 29% от общего числа опрошенных,

Проявляются умеренно (16-19 баллов) у  705 воспитанников, это составляет 58%,

Слабо проявляются (11-15 баллов) у 143 воспитанников, что составляет12%,

Не проявляются (0-10 баллов) у 2 воспитанников, 1%.

Социальный паспорт творческих объединений учреждения

В краевом Центре развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина проведено исследование на выявление неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого исследования был разработан «Социальный паспорт творческого объединения». Исследование показало следующие результаты:

благополучные семьи 84%;

неблагополучные семьи (ведущие аморальный, асоциальный образ жизни, допускающие жестокое обращение с детьми) – не выявлены;

семьи, нуждающиеся в социальной защите «группа риска» (с низким материальным обеспечением – 5%, семьи-опекуны – 3%, многодетные семьи – 7%, дети с ограниченными возможностями здоровья – 4,5 %).

По итогам проведенного исследования можно констатировать тот факт, что в условиях дополнительного образования детей низкий процент «группы риска» определен комфортными условиями осуществления учебно-образовательного процесса (занятие-игра, занятие-театрализация, занятие-экскурсия), дифференцированным подходом к процессу развития креативного мышления личности, целостным подходом в развитии эмоционального интеллекта воспитанников, а также отсутствием балловой системы оценивания.

Оценка качества образовательной деятельности образовательной организации получателями образовательных услуг

Родителям была предложена анкета для определения степени удовлетворенности образовательными услугами потребителями (обучающиеся, родители) образовательного процесса. Было опрошено 1900 человек:

86% – удовлетворены доброжелательностью и вежливостью работников образовательной организации, в которой обучается их ребенок.

79% – удовлетворены компетентностью работников организации.

Удовлетворенность  материально-техническим обеспечением организации, в которой обучается их ребенок составила -15% опрошенных родителей.

Качеством предоставляемых образовательных услуг удовлетворены  69% родителей.

Будут рекомендовать организацию, в которой обучается их сын или дочь, родственникам и знакомым 70%.

В целом по результатам анкетирования потребителей образовательных услуг наблюдается тенденция удовлетворенности качеством образовательных услуг, сформированности доверия обучающихся и их родителей к педагогам Центра.

Удовлетворенность педагогической деятельностью сотрудников ГБУ ДО КЦРТДиЮ

Полностью удовлетворены различными сторонами работы (размером зарплаты, режимом работы, самостоятельностью, возможностью карьерного роста, отношениями с коллегами, соответствием работы личным способностям и уровнем организации труда) 55% преподавателей, частично удовлетворены – 40%, неудовлетворенны 5% (уровнем технической оснащенности).

В рамках работы краевой инновационной площадки по  теме: «Психолого-педагогическое обеспечение реализации программ дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (на примере ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина») проведена первичная диагностика 18 воспитанников с ОВЗ:

– Социальный паспорт личности ребёнка (Определение уровня организованности ребенка, особенностей эмоционально-волевой  и личностной сферы, значимого содержания потребностей, конфликтов, установок личности).

– Исследование межличностных взаимоотношений методом социометрии.

– Получение объективной информации о личности ребенка, умении взаимодействовать в социуме, об индивидуальных особенностях, через проективную рисуночную методику – тест «Дом-Дерево-Человек».

Помимо этого проведено тестирование:

– Выявление уровня творческого потенциала педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

– Опросник для родителей с целью выявления  отношения ребёнка к занятиям в ГБУ ДО КЦРТДиЮ.

Социальный паспорт личности ребёнка

Оформлены социальные паспорта на учащихся  с ОВЗ, которые занимаются в творческих объединениях экспериментальной творческой площадки.

Анализ  личностных карт воспитанников показал: 22% детей активно участвуют в общественных делах и ответственны, 78% не проявляют инициативы в общественной жизни и не доводят порученное дело до конца.

44% опрошенных общительны, 56% – общаются с ограниченным кругом людей, из них 11% – замкнуты.

33% обучающихся уверены в своих способностях, тогда как 67% требуют помощи и поддержки. При этом 27% постоянно нуждаются в одобрении и помощи других.

Авторитетом в группе пользуются 50% обучающихся, остальные 50%- пользуются авторитетом лишь у отдельных учащихся (совпадает с результатами социометрии).

Из 18 опрощенных 55% проявляют агрессию через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы).

Тестирование  уровня творческого потенциала педагогов, в котором приняли участие  25 специалистов.  20 человек (80%) показали  нормальный творческий потенциал. 5 человек (20%) имеют значительный творческий потенциал.

Опросник для родителей с целью выявления  отношения ребёнка к занятиям в ГБУ ДО КЦРТДиЮ показал: 100%-ую удовлетворенность занятиями, актуальность работы педагога и полезность получаемых навыков на дополнительных занятиях; 83% родителей считают адаптацию детей на занятиях средней, тогда как 11% детей слабо адаптированы, а 22% – имеют высокую адаптацию. 94%  родителей считают, что их ребенок стремится к приобретению новых знаний и обогащению жизненного опыта.

В течение года велась оперативная консультативная работа с родителями воспитанников как по результатам диагностик, так и по личным обращениям родителей, также с педагогическим составом. Ведётся журнал обращений. За  2015-2016 учебный год было проведено 18 консультаций  по запросу педагогов и родителей со следующей проблематикой: тревожность, гиперактивность, личностный рост в форме  разъяснительных бесед, коррекционных занятий и индивидуальных консультаций.

Еженедельно в Психологической  гостиной  проводится  групповая работа по профилактике профессионального и эмоционального выгорания педагогов и сотрудников Центра.