Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве

Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве
16.11.2018 admin

Информация об участии в Международный конгресс «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве»

В Северо – Кавказском федеральном университете с 12 по 16 ноября прошел Международный конгресс «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве» в котором приняли участие сотрудники ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина»: Зайцева Алена Викторовна, заместитель директора и Подшивалова Наталия Викторовна, начальник социально педагогического отдела. Цель конгресса– консолидация ресурсов в обеспечении инклюзивных процессов в образовании, обмен опытом в вопросах реализации инклюзивной практики в России и за рубежом.

Участниками конгресса стали ведущие специалисты Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, представители Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, представители образовательных организаций из различных регионов России, а также эксперты из Израиля и Канады.

Открыла пленарное заседание заместитель председателя Правительства СК Ирина Кувалдина, которая рассказала собравшимся о роли правительства Ставропольского края в развитии инклюзивного образования и трудоустройстве лиц с инклюзивностью. На Ставрополье были успешно реализованы проекты «Доступная среда» (необходимые условия были созданы в 217 образовательных учреждениях края), «Право быть равным» и «Дорога в жизнь», благодаря которым удалось создать новые центры службы оказания помощи, закупить специализированное оборудование, обучить педагогов и реализовать современные технологии в образовании. Совсем недавно стартовал крупный проект «Десятилетие детства», нацеленный на решение проблем в развитии инклюзивного образования, организации профессиональной подготовки детей с особенными образовательными потребностями. Всего в прошлом учебном году в образовательных учреждениях края обучалось 8155 детей с ОВЗ, из них 3440 – инвалиды.

– У нас нет необучаемых детей. Таков наш девиз. Каждый ребенок должен получить свою программу обучения, – резюмировала Ирина Владимировна.

Заместитель председателя Думы СК Ольга Дроздова остановилась на нормативно-правовой базе в сфере занятости инвалидов, действующей в крае. Она подчеркнула, что более 14 лет действует закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов». Действует также подпрограмма сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения. Благодаря принимаемым мерам отмечается рост уровня трудоустройства инвалидов. Если в 2014 году он не превышал 20% от обратившихся в службу занятости, то в 2018 составляет уже более 60%.

Проректор по учебной работе СКФУ Ирина Соловьева рассказала о системе инклюзивного образования в университете. Сегодня в вузе обучается более 240 студентов с инвалидностью и ОВЗ. Главная задача, которую ставит перед собой университет – чтобы каждый ребенок нашел свой профессиональный путь и был трудоустроен. Сейчас более 70-ти процентов наших студентов с ОВЗ получили работу. В СКФУ имеются все необходимые условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ: создана доступная среда в кампусах и в общежитиях, организованы специализированные места для обучения, действует система психолого-педагогического сопровождения. В течение пяти лет вузом были обучены более шести тысяч педагогов, разработано более 20 методических пособий и рекомендаций, проведено более 20 мероприятий регионального и всероссийского уровня для педагогов, лиц с ОВЗ и их родителей. В 2017 году был создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. За год его существования удалось создать действующую сеть из 20-ти вузов СКФО как единое информационное образовательное пространство, обеспечивающее доступность и качественное высшее образование.

Заместитель министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Борис Семеняк остановился на содействии трудоустройству молодых людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, имеющих высшее образование, а заместитель министра образования СК Галина Зубенко рассказала о сотрудничестве с вузами как условии обеспечения непрерывного образования и профессионализации лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Зарубежный опыт по организации инклюзивных процессов в высшем и профессиональном образовании представили профессор Университета Манитобы Дональд Майкл Фукс (Канада), профессоры Ариельского университета Ницца Давидович и Юрий Рыбаков (Израиль). Своими наработками поделились и представители РУМЦ федеральных университетов.

Участники международного конгресса посетили интерактивную сессию по актуальным вопросам реализации инклюзивных процессов и практик в международном образовательном пространстве, заседание ежегодного Международного Интернет-симпозиума «Инклюзивные процессы в Международном образовательном пространстве». Инициаторами конгресса и конференции выступили кафедра дефектологии Института образования и социальных наук СКФУ и университет Манитобы (г.Виннипег, Канада).